Permalink

3

Идеология бизнеса

Раз я уже начал говорить в предыдущих записях, что владелец бизнеса это прежде всего идеолог, то именно на этом и заострю внимание.

Идеология — система концептуально оформленных взглядов и идей.

На примере наших компаний я могу выделить 3 основополагающих идеологии в бизнесе.

Идеология бизнеса

Первая идеология бизнеса это устройство взаимоотношений с клиентом. Нужно понимать, как мы относимся к клиенту. Клиент это не просто: «дай денег — держи товар», а целый ритуал и система. В каждой компании эти взаимоотношения могут складываться абсолютно в разных ситуациях по-разному. Где то ценят лояльность клиентов, где то ценят скорость обслуживания, где то сумму сделки. В одном случае нужны профессиональные продажи, в другом случае нужны сильные связи, в третьем случае агрессивная реклама. Но за всеми этим стоит то, как в компании относятся к клиенту. Ни один менеджер по продажам или менеджер по рекламе не сможет ответить на этот вопрос самостоятельно. Его нужно направить в то русло, в котором работает компания.

Второе направление идеологи это взаимоотношения внутри компании. Это большой блок, который включает в себя: структуру, процессы, кадры. Внутренние правила и порядки вытекают как раз из этих взаимоотношений. Каких сотрудников компания принимает на работу, что ценит в них превыше всего. Какие критерии кадрового роста. Существуют ли четкие и описанные бизнес процессы в организации и какая оптимальная структура для описанных процессов. Точно могу сказать, что это самая большая и рутинная часть бизнеса.

И третья идеология бизнеса — это цель компании. То куда и зачем она идет. Это то, чего хочет достичь владелец и сама компания. Это идеология развития. Кажется все просто, но именно эта часть является стратегической целью, а владельцы малого бизнеса, привыкли мыслить только тактическим схемами. Из-за этого как правило нет никакого плана развития. Вспоминая себя несколько лет назад, могу точно сказать, что был один план – увеличение прибыли, открытие офисов, ну увеличение существующей клиентской базы и все. На большее идей не хватало. И вот офисы открыты, прибыль получена, а дальше пустота. Что делать то?

Можно вечно спорить какая из этих идеологий важнее и какая из них является основополагающей. Но это сложный клубок хитросплетений. Каждая из этих идеологий влияет на другую. И в каждой компании все может быть по-разному. Вроде бы понятно, что сначала должны быть прописана стратегическая цель компании и от нее необходимо плясать, но сколько бы компаний мы не открывали, сколько бы я не общался с другими владельцами ни разу именно эта идеология не была первой. Цель компании появлялась и формировалась позже, когда бизнес вставал на ноги. До тех пор это цель была либо ошибочной и впоследствии менялась или не отражала всей сути (как это было у нас) или отсутствовала вовсе как у миллионов ИП и представителей малого бизнеса.

Вернувшись к определению идеологии, я хочу обратить внимание на слово «оформленных». Наши мысли и идеи живут только в нашей голове. Пока что-то не прописано – этого нет для других. Когда мы перенесли что то на бумагу (под бумагой я подразумеваю и электронный формат записей), то наши мысли уже частично приобрели очертания. Их всегда можно прочитать и ознакомить с ними других. Так что любую идеологию надо оформить. Оформлено ли все в наших компаниях? Нет. Очень много пока только у нас в голове, а сотрудники не умеют читать наши мысли и идеи. А они должны знакомиться с идеологией компании, как только попадают в наш коллектив. А может быть даже раньше, когда лишь просматривают наши вакансии.

Итак, надо описать все наши идеи и видения бизнеса, ознакомить с ними всех сотрудников, «пропитать» их этими идеями. Я не говорю, что бы эти идеи стали как религиозный культ и объект поклонения, но сотрудники однозначно должны разделять наши мысли и взгляды на развитие, отношения к клиентам, систему наших ценностей. Наша идеология бизнеса должна быть им понятна.

В этом я вижу свою ближайшую работу как одного из владельцев компании. Сложно – ничего подобного. Это очень увлекательно и интересно. На основании этих идей компании самостоятельно будут жить и развиваться. С владельцев архитектурный план компании, идеология и контроль. Все остальное должны делать сотрудники.

Коментариев 3

  1. Когда мы год назад начали работу по формализации с того, что спросили у сотрудников о том, что их беспокоит сильнее всего, они ответили, что не знают, куда идет компания:)!
    Хотя у нас с партнером все этт оч четко в голове и сейчас на 50 лет вперед расписано.
    В общем, когда написали и донесли стало гораздо легче, и темпы роста ускоришись.

    • Вот и я о том же! Нужно выплеснуть свои идеи в компанию. Компания должна жить идеями владельца, а не сама по себе.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Заполните поле * .


*