Permalink

9

Управляющая компания

На страницах жж мне задали вопрос «Скажите, а что у вас входит в услуги управляющей компании? УК является центром прибыли всей группы?»

Я думаю те кто хоть иногда читает мои записи знает, что у нас на данный момент 4 компании, которые ведут бизнес и еще 1 компания это управляющая. Вывод этой управляющей компании в отдельное юридическое лицо, да и вообще перестроение всей структуры было довольно сложным делом. Это была не дань моде, а острая необходимость.

Задача была разгрузить руководство компаний ведущих бизнес от рутинной работы, на которую надо тратить много время. Бизнесы должны развиваться постоянно, а вот рутинные и стандартные процессы могут быть отданы на аутсорсинг. Второй плюс это конечно экономия. Зачем каждому из бизнесов содержать штат бухгалтеров, отдел кадров и т.д. Распределив эти затраты среди вех бизнесов, получается заметная экономия. Именно такой принцип заложен был в создании управляющей компании.

Когда мы начали создавать управляющую компания, то первое с чем мы столкнулись, это то, что по этой теме совсем нет никакой информации или литературы. Миллионы книжек про маркетинг, управление компанией, про набор сотрудников, но вот хотя бы приблизительной информации про УК совсем нет. Так что все, что мы делали, это было и есть только наше видение построения УК на основании своих ошибок и экспериментов.

Изначально мы возвели УК в ранг выше других компаний. Т.е. УК была командующей структурой. В ней были сосредоточены руководящие функции, а все бизнесы подчинялись ей. С такой системой построения мы проработали и поняли, что она совсем не удовлетворяет нашим потребностям. Мы увидели две проблемы. Руководство бизнесов, часто вступало в конфликт с руководством УК. Руководству УК приходилось влезать и изучать каждый бизнес, для того что бы можно было эффективно им управлять. А глядя в будущее с ростом числа компаний это станет огромной проблемой.

В итоге такая структура была перестроена и в настоящий момент управляющая компания это компания, которая абсолютно равна в правах с другими бизнесами. А все бизнесы, заказывают у нее услуги.

Все просто нужен новый сотрудник или необходимо закупить товар или доставить товар покупателю — заявка в УК. Ведение бухгалтерии, поиск помещений, телефония, поддержка сайта, колл-центр все это УК. И каждый бизнес заказывает весь набор стандартных услуг, который ему нужен именно в управляющей компании, не отвлекаясь от основной своей цели – развития и зарабатывания денег.

Именно такая система позволит оперативно и без затрат включить в нашу структуру в любой момент любой новый бизнес который мы захотим открыть. Нам не надо каждый раз тратить силы на формирование стандартных отделов. Все уже есть. А если новый бизнес «не пошел» то и потери будут минимальными.

А сколько же стоит? Фактически Управляющая компания это фирма, не приносящая прибыль. Логика нашей налоговой службы конечно не укладывается в это понятие и она считает, что каждое юридическое лицо должно быть прибыльно, но разговор сейчас не об этом. Все бизнесы перечисляют в УК денежные средства за оказанные услуги.

Так как учитывать каждую оказанную услугу не реально и нам потребовался бы отдельный отдел, который бы вел учет заказываемых компаниями услуг, то каждая компания платит определенный фиксированный процент от своей выручки и получает услуги по принципу «все включено». Соответственно, чем больше выручка бизнеса, тем больше отчисления в УК. Для новых бизнесов, это определенный плюс, они могут пользоваться всеми необходимыми услугами, при этом платя минимальные отчисления на старте. Как только бизнес начинает развиваться, то увеличивается и суммы отчислений в УК.

Фактически управляющая компания из управляющей превратилась в аутсорсинговую фирму, обеспечивающую деятельность бизнесов. Отчасти это так, но только отчасти. С простыми операциями и функциями в управляющей компании все понятно. Но вот коммерческий департамент и департамент развития у нас так же находятся в УК. О них я расскажу в следующий раз.

Коментариев 9

  1. интересно… что-то подобное пытаюсь делать со своими проектами… правда пока без выделения отдельных ЮЛ…

  2. Интересно.
    У меня у самого сейчас стоит выбор — разделяться или нет.
    С нетерпением жду информации о коммерческом отделе.

  3. всё очень логично — сервисная структура (мы это еще в одном из проектов в 2006 году назвали «инфраструктрная платформа»)

    у меня есть рекомендация даже называть такую компанию не «УК», а именно «СК»
    название очень влияет на понимание сотрудниками своей задачи и своего статуса

    неоднократно видел, как создавая по сути сервисную компанию и называя ее управляющей
    очень скоро сотрудники переходили от задач и функций обеспечения, организации, координации, поддержки к задачам и функциям планирования и контроля (особенно контроля),
    переваливая естественно на сотрудников других компаний работу по сбору, подготовке и обработке информации для бесконечных отчетов, справок, анализов
    штат рос везде и бизнес подменялся имитацией работы

  4. с коммерческими подразделениями
    и подразделениями развития
    надо разбираться отдельно,
    равно как и с управлением инвестициями
    но это правда тема отдельного рассказа
    ..
    там критерий разделять/централизовать и выделять/оставить в бизнесах другой
    точнее разные для каждой из перечисленных функций

  5. Отдельное юрлицо

    Роман,
    Как вывод компании в отдельное юрлицо сочетается с экономией на накладных расходах и бухучете?
    Зачем было создано отдельное юрлицо и остальные бизнесы — все на отдельных юрлицах или нет?
    Может в остальных бизнесах учредители или доли учредителей разные?
    Является ли УК учредителем других юрдиц или нет?

    Спасибо!
    Дмитрий

    • Re: Отдельное юрлицо

      Все компании это отдельные юр. лица, в том числе и УК.
      Все компании имеют учредителей только физ лиц.

      Да имеют место дополнительные накладные расходы, но мы имеем большую экономию из-за различных налоговых режимов. Для каждой компании подходит свои налоговые режимы. Где то это УСН 6%, где то 15%, а где то общая система. В одной из компаний есть дополнительный инвестор, а в другой компании есть целевое кредитование. А потом все компании разные по сути и имеют разные объемы прибылей и как следствие разные % мотивации сотрудников. Смешав все в одну компанию мы конечно с помощью управленческого учета сможем увидеть долю каждой компании, но вот сотрудникам с точки зрения мотивации это гораздо сложней. Они не будут видеть тонкую грань разделяющую одну компанию от другой. А так они четко видят свои границы, свои затраты и валовую прибыль своей компании, а именно от этого показателя и рассчитывается их з/п

      Есть и еще плюсы:
      Разделив компании мы можем в любой момент например продать отдельный бизнес. Прозрачность каждого бизнеса, так же будет полезной, если мы будем в будущем привлекать сторонний капитал.

      Учитывая что мы все ведем деятельность в условиях «рискованного земледелия» и если что, то отдельный бизнес не сможет потопить всю группу компаний :).

      При разделении каждый директор компании полностью отвечает за результат своего бизнеса. При этом нет возможности свалить вину на другой бизнес, в то время как находясь в одной упряжке это очень легко сделать свалив вину на нехватку ресурсов, которые забрал например другой бизнес.

      Экономия на бухгалтерии не в том что она в отдельном юр лице, а в том что она единая для всех компаний. Нам не нужен глав бух в каждую компанию, а достаточно одного на все компании. При этом если оставить все в одной компании, то используя общую систему налогообложения, нам придется заметно увеличить штат бухгалтеров. Сейчас общий штат бухгалтеров у нас 4 человек. В то время, когда только для одной компании на общей системе нам необходимо 3 человека.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Заполните поле * .


*